Святитель Николай как прародитель рождественских образов Санта Клауса и Деда Мороза



Рождество Христово — один из главных общехристианских праздников, прекрасное время для добрых дел, успокоения души и семейного времяпрепровождения.

Как известно, у каждого праздника есть свой образ.
Рождество и Новый год (Новолетие) — святитель Николай Чудотворец, который является прародителем этого образа. 
У нас — Дед Мороз, на Западе — Санта Клаус. А также Синтер Клаас, Ойлопуки, Юлебукк, Юлеменден, Олентцеро, Пер Ноэль и многие многие многие другие, более экзотические аналоги по всему миру.

Места проживания, помощники и антиподы — об этом и многом другом  в эксклюзивном материале нашему порталу от Александра Леонидовича Мясникова, одного из создателей выставки «Моя история», лауреата Всероссийского историко-литературной премии имени Александра Невского, лауреата премии Правительства РФ 2015 года.

Рождение образа Санта Клауса, связывают с вполне конкретной личностью — святым Николаем Мирликийским, жившем в III веке нашей эры в Малой Азии, в городе Мира в Ликии (ныне провинция Анталия в Турции). Мира Ликийская располагалась неподалеку от существующего ныне города Демре (Кале).

Святитель Николай известен, как защитник оклеветанных, часто избавлявший их от судьбы невинно осуждённых. Также он прославился благодаря молитвам за моряков и путешественников и считается покровителем купцов и детей.

Николай родился в состоятельной христианской семье в Патаре (Ликия), где получил начальное образование. Когда юноша получил наследство, он, не раздумывая, раздал его нуждающимся. Он был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Святитель Николай пользовался огромным уважением. Он был епископом в Мире, и главными его качествами являлись скромность, добродетель и желание помочь людям, особенно больным, бедным и обездоленным.

С именем епископа Николая связана легенда о красивой девушке. Она выросла в семье одного обедневшего дворянина. Никто не хотел брать нищую красавицу замуж. И вот однажды Николай тайно пробрался к ее жилью и подбросил отцу девушки два мешочка с золотом на приданое дочери и несколько монет в дымоход, для отвода глаз. На следующее утро отец увидел золото, а девушка заметила в печи монеты. Обрадованный отец не знал, кого благодарить за щедрый дар. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками, которые как будто ниспосылает само провидение.

По другой версии, Николай Мирликийский проходил однажды мимо дома разорившегося купца и услышал, как отец собирается отправить своих дочерей на грязные заработки. Не понравилось это Николаю, и ночью он подбросил в дом через дымоход три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Так родилась традиция использования обуви, как своего рода, тары или упаковки для подарков. Поэтому во многих странах и сегодня принято новогодние подарки прятать в сапожки, туфельки или башмачки.

За добрые дела Николая после его смерти объявили святым. А в XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. История эта наделала много шуму. По другой легенде, мощи святого были тайно перевезены в укромное место в 1087 году, когда христианской провинции стало угрожать нашествие мусульман. Но, как бы там ни было, останки святого упокоились в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом в городе Бари в Италии. После того, как святые мощи оказались в Италии, Николай стал объектом почитания и поклонения всех христиан. Ведь в католической базилике святого Николая в Бари был православный предел. В начале ХХ века для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых,  была основана церковь Николая Чудотворца. Церковь стала связующим звеном между цивилизациями, в Восточной Европе и в восточной части бассейна Средиземного моря.

В начале ХХI века группа антропологов и ученых реконструировала облик святого Николая по его останкам, которые до сих пор хранятся в базилике города Бари. По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе. Был он средневысокого роста (167 см), со скелетом средней крепости и смуглой кожей, обладал высоким лбом и носом, стремящимся к орлиному.

Оказывается, прародитель Санта Клауса не был пухлым, веселым и добродушным старичком! В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека. А это значит, что святитель был худощав и серьёзен (иконописцы часто придавали лицу святителя выражение серьезности и даже строгости).

Кстати, как оказалось, в прежние времена новогодние «дедушки» и их помощники были гораздо строже, чем сейчас. Подруга итальянского «мороза» Баббо Натале, маленькая старушка Бефана, летающая на метле, дарила желанные подарки только послушным детям, а хулиганам доставался уголек или горстка золы. Немецкий Санта Николаус приходил со своим помощником Кнехтом Рупрехтом, который вел журнал с подробным описанием поступков ребенка. В XIX веке Рупрехт исполнял не только секретарские обязанности: он хватал самых отъявленных шалунов, засовывал их в мешок и уносил в лес, подальше от измученных непослушными чадами родителей. Похожую роль выполнял и спутник голландского Синтера Клааса, негр по имени Черный Петер, и помощник чешского Святого Микулаша, чертенок. А француз Пре Фуэттар, сопровождавший доброго французского Пера Ноэля, детей, которые не слушались папу с мамой, безжалостно стегал плеткой. Русский Дед Мороз расправлялся с неслухами сам, нещадно охаживая их своим посохом. Однако, не смотря на строгость с шалунами, в средние века твердо установился обычай: в день Святого Николая делать детям подарки (считалось, что именно так поступал сам святой). После введения нового календаря подарки стали дарить на Рождество, а потом и в Новый год.

Однако, в годы Реформации Церкви в Западной Европе все верования, связанные с Николаем Чудотворцем, старательно искоренялись. Название движения реформации произошло от латинского слова  reformatio – преобразование, и было направлено против католической церкви. Инициатор реформации Мартин Лютер – христианский богослов, переводчик Библии на немецкий язык. Он стал и основателем лютеранства. Обличение корыстолюбия католической церкви привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием Римского папы. Лютер отверг большинство таинств, культ святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставил всего два таинства: крещение и причащение, так как именно они указаны в священном Писании. Верующим импонировало, что Лютер не признает посредников между богом и человеком, отвергает церковную иерархию и деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Верующему человеку, по мнению Лютера, посредник в лице священника для обращения к Богу не нужен, так как всякий верующий сам является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа.

Мартин Лютер был особо рьяным противником и Санта Клауса, так как отказывался признавать любых святых, как неких посредников между верующим и Богом. Святых он считал излишними и попытался вытеснить традицию дарения, связанную с Санта Клаусом. Но делать подарки на Рождество и Новый год уже было приятно повсеместно, поэтому, как считают некоторые исследователи, постепенно в каждой стране стали выдумывать своих собственных дарящих персонажей. Они должны были формально заменить Санта Клауса. Кое-где это удавалось. Но они не смогло вытеснить уже привычный образ.

Пожалуй, наиболее почитаемым святой Николай был в Голландии — там его прихода ждали не только дети, но и взрослые, ведь голландцы — это нация моряков, а святой, как все знали, покровительствовал и помогал морякам в их нелегком труде. Поэтому-то в день памяти 6 декабря святой Николай, или по-голландски Синтерниклаас, в праздничной одежде с мешком подарком не приезжал, а приплывал в Амстердам. Роль Синтерниклааса, как правило, исполнял очень уважаемый человек.

Когда голландцы начали осваивать новый континент, Америку, они, конечно, не забыли о святом Николае. Именно голландские переселенцы построили в Новом Амстердаме церковь святого Николая. Прошли годы, Новый Амстердам стал Нью-Йорком, голландских переселенцев сменили выходцы из Англии, но церковь осталась, остался и обычай ждать доброго святого с непроизносимым голландским именем Синтерниклаас. Оказалось, что англичанам удобнее произносить Санта Клаус. Так что Санта Клаус — это искаженное «святой Николай». Имя Санта Клаус впервые появилось в 1773 году. Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение «Santeclaus».

До 1822 года никто не знал, как Санта Клаус выглядел, как одевался, как добирался с подарками до детских носочков и башмачков. Именно тогда, вечером 24 декабря 1822 года, в сочельник, некто Клемент Кларк Мур прочитал жене и шестерым детям сочиненное им стихотворение «Рождество на пороге, или визит Санта Клауса». И стало ясно, что Санта Клаус похож на эльфа. Эльфы, как известно, маленькие и добрые весельчаки. И Санта был как раз таким — добряком и весельчаком, приезжал на восьми оленях и проникал в дом через дымоход. И еще оказалось… что он курит трубку.

Клемент Мур, учитель в семинарии, вовсе не собирался публиковать свое сочинение, так как ему хватило восторгов семейства, и он положил рукопись в стол и больше о ней не вспоминал. Однако, один из друзей, без ведома автора, отнес текст стихотворения в газету, и его напечатали. Успех этого, в общем-то, простого стихотворения был ошеломляющим. Газеты и журналы наперебой начали перепечатывать текст, вскоре появились и отдельные издания, и, наконец-то, американцы узнали, кто такой Санта. Так учитель Клемент Мур в неожиданном для себя качестве вошел в историю американской литературы, а святой Николай, Санта Клаус — в повседневную жизнь миллионов американцев.

Однако, и детям, и взрослым мало было прочитать о том, как выглядит Санта Клаус, — им нужно было его еще и увидеть. Это желание исполнил художник Томас Наст. На протяжении двадцати четырех лет (начиная с 1862 года) он рисовал для рождественских обложек журнала «Харперс мэгазин» все новых и новых Сант. Все они были одеты в меха — ведь Томас Наст поселил Санта Клауса на Северном полюсе (сегодня почти все согласны с тем, что Санта живет в Лапландии, но «переселился» туда он только в ХХ веке). Во время Гражданской войны 16-й президент США Авраам Линкольн попросил Наста нарисовать Санта Клауса, который, якобы, посетил северян и остался среди них. Американские историки утверждают, что армию конфедератов, так называли южан, воевавших с северянами, просто деморализовало появление Санты на стороне противника.

Однако, Санта Клаус обладал существенным недостатком (и в этом вина полиграфии того времени) — он был черно-белым. Издатель Луис Пранг перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии.  В 1885 году Пранг напечатал цветную открытку, на которой Санта Клаус был изображен в красном костюме. С тех пор Санта навсегда сменил меха на красную шубу.

Именно в короткой красной шубе Санта Клаус появляется в домах Западной Европы и Америки. Обут Санта Клаус в сапоги, иногда носит очки и курит трубку. Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Рождества и Нового года.

В 1930 году американская компания, производящая прохладительные напитки, придумала рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой: красно-белые этикетки навевают воспоминания о шубе Санты. С тех пор Санта занимается еще и рекламой напитка.

В разных странах существует своя традиция дарения. Так в носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы. Подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании. В Швеции Санта подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике.

Всем известно, что Санта Клаус обитает в Лапландии, за Полярным кругом. В 1985 году на Северном полярном круге, в окрестности финского городка Рованиеми открылась официальная штаб-квартира Санта Клауса. Адрес деревни Санта Клауса: «Финляндия, Рованиеми, Полярный круг». «Деревней» называют целый комплекс построек, включающий собственно офис Санты, торговый центр, кукольный театр и ресторан. Здесь же находится официальный пункт пересечения Полярного круга.

В деревне в окрестностях Рованиеми Санта Клауса можно увидеть в любое время года. Летними ночами солнце на Северном полярном круге, вообще, не заходит. И этими удивительными белыми ночами приезжает полюбоваться и повосхищаться множество туристов со всего мира. Ведь мерцающий свет белых ночей ни с чем несравним.

Ну, а зимой там настоящее паломничество туристов. И считается, что особенно везёт тем, кому посчастливится увидеть полыхание северного сияния. Тогда горизонт окрашивается в разные цвета, а по высокому, тёмному, звездному разливается волшебный и завораживающий свет. Северное сияние, это захватывающее дух зрелище, может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.

Аэропорт Рованиеми — это официальный аэропорт Санта Клауса и находится прямо рядом с деревней Мастеровых Санта Клауса. В деревне Мастеровых вечный шум и хлопоты, здесь можно встретить гномиков в красных колпачках и самого Санта Клауса. В блеске снега, в аромате пряников и ёлки Санта Клаус готовится принимать своих гостей.

Пещера Санта Клауса, Санта Парк, расположены недалеко от деревни Мастеровых Санта Клауса и аэропорта. Пещера предлагает рождественские приключения и угощения: мастерские ручной работы, школа гномов, пряники.

И все же, не смотря на устоявшееся мнение о происхождении доброго старичка в красной шубе, приносящего подарки, вопрос о том, кто является его прямым предком, очень спорный. В одних странах его настоящими предками продолжают считать местных гномов, в других — средневековых странствующих артистов, которые распевали рождественские песни, в-третьих — бродячих продавцов детских игрушек. Образ доброго новогоднего дедушки складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то своё.

Так, задолго до Санта Клауса по земле ходило злобное кельтское божество, Великий Старец Севера, повелитель холода и пурги. У него был мешок, в который он собирал жертвоприношения. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девушку.

В Финляндии обитал Йоулупукки. Он был очень популярен не только в самой Финляндии, но и в других Скандинавских странах. Йоулупукки жил на сопке Корватунтури вместе с женой Муори, которая символизировала Зиму и имела такой же колючий и суровый характер. Внутри сопки Корватунтури была пещера Кайкулуолат, в которой жили гномы. Они слушали, как ведут себя дети во всем мире. Слух гномов настолько чуток, что они могли уловить голоса и просьбы детей, живущих даже на другом конце Земли. Записи о поведении детей гномы заносили в специальную книгу, здесь же они отмечали, какой именно подарок ребенок хочет получить. Согласно древнему обычаю, финны встречали Йоулупукки двумя старинными блюдами: шаньгой и вареньем из морошки.

Йоулупукки обычно изображали в виде крепкого мужичка в самом расцвете сил. Одет Йоулупукки в красную жилетку поверх белой рубахи. Обут в кожаные сапожки. А на голове у финского Деда Мороза красуется красный колпак с кисточкой. Имя Йоулупукки буквально переводится как “Рождественский козел”. Всё дело в том, что до начала XIX века Йоулупукки носил козлиную шкуру и нередко являлся людям верхом на козле. На голове Йоулупукки красовались небольшие рога, а в ушах торчали деревянные ложки, которые он доставал, когда ему предлагали отведать его любимое варенье из морошки.

В Норвегии в Рождество все ждут Юлебукка. Это имя в переводе означает «Праздничный козел». Правда, очень похоже на финского персонажа – “Рождественского козла”.

Но в отличие от Йоулупукки  Юлебукка занимается ответственной работой по доставке подарков не один.

В зимнем путешествии Юлебукка сопровождает рождественская Коза. Она помогает ему распределять подарки. Для рождественской Козы готовят   праздничное угощение — в   детскую обувь кладут сухие колосья овса. В благодарность за это Коза оставляет в ботинках детей рождественские подарки.

С Рождественской Козой связана древняя легенда. Как-то норвежский король Олаф II спас раненую козу, сняв ее со скалы. Он повелел доставить козу во дворец, где ее вылечили и отпустили на свободу. С тех пор, чтобы отблагодарить короля Олафа II, коза каждую ночь приносила ему целебные травы. Олаф первым из норвежцев был канонизирован и признан святым. Олаф — последний западный святой, признанный также и на христианском Востоке. Он национальный герой Норвегии и ее святой покровитель.

В Дании не один, а два Деда Мороза. Их зовут Юлеманден и Юлениссе. Живут они в Гренландии среди вечной мерзлоты.

Старший Дед Мороз, или большой дед, — Юлеманден. У него есть свои помощники — эльфы.

Юлениссе — младший Дед Мороз. Этот старичок живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами. Целый год он живет в избушке и мастерит рождественские подарки, а в декабре перебирается поближе к людям и поселяется в хлеву. Он совершает немало добрых дел: помогает хозяйке подготовиться к празднику, следит за животными и детьми. Обликом Юлениссе напоминает гнома: у него деревянные башмачки, штанишки до колен, жилет, гольфы, на голове колпак.

Древнейшим прообразом немецкого Деда Мороза считается мифологический персонаж Ниманд («Никто»). Прозвище это появилось потому, что именно на него немецкие дети традиционно сваливали вину, когда проказничали или что-нибудь ломали. Когда их спрашивали, кто это натворил, они отвечали: «Никто».

В праздничную ночь на стол ставили тарелку для сладостей, которые Ниманд должен был принести послушным детям, а в башмаки клали сено для его ослика. Позже в гости к детишкам Германии стал приходить Вайнахтсман — «Рождественский человек». Появлялся он в компании красавицы Кристкинд. Вайнахтсман одевался в вывернутую наизнанку шубу, перехваченную цепью. В одной руке он держал розги, чтобы наказывать непослушных детей, в другой — мешок с подарками. На Кристкинд были белые одежды, а лицо закрыто белой вуалью. С собой она несла корзину с яблоками, орехами и сластями. Кстати, подарки доставались не только послушным детям, но и тем, кто капризничал. Немецкие ребятишки также могли получить подарок от Вайнахтсмана, если пели для него рождественскую песню или рассказывали стихотворение.

В Испании Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканую одежду и носит с собой фляжку испанского вина, чтобы скрасить тяготы долгой рабочей ночи. Олентцеро не заходит в дома. Свои подарки испанским детям он оставляет на балконе.

Рождественский праздник на Кубе называется День Королей. В основе кубинского праздника лежит библейское сказание о поклонении волхвов младенцу Иисусу. Подарки детям приносят короли Бальтасар, Гаспар и Мельчиор. Задолго до праздника дети пишут им письма, в которых просят исполнить свои заветные желания.

В Италии с Альп и доломитов, перемежающихся с высокогорными долинами, где живописно разбросаны маленькие сказочные селения со старинными замками и церковными колоколенками, спускается Баббо Натале. Внешне Баббо Натале очень похож на Санта Клауса. Он одет в красный костюм, у него большая белая борода, а путешествует он на салазках, запряженных северными оленями. Рождественской ночью Баббо Натале заглядывает в дома, где есть маленькие дети, и оставляет им подарки. Но одаривает он только тех, кто заранее написал ему письмо с пожеланиями.

Излюбленной героиней итальянских новогодних праздников является полуфея, полуколдунья Бефана. Бефана — персонаж мифологический. По легенде, она бродит по земле в облике страшной старухи. По разным поверьям, она является то злой, то доброй. В народных обрядах Бефана — ведьма, ее символизирует возимая в тележке тряпичная кукла,  которую сжигают на главной  площади. Образ злой Бефаны восходит к языческим представлениям о темных силах, которые появляются на земле в новогодний период.

Существует множество домыслов происхождения и доброй Бефаны. По одной из версий, она родом из Вифлеема. Однажды Бефана встретила на своем пути волхвов, спешивших с подарками к новорожденному Иисусу и захотела пойти с ними, но волхвы предложили ей путешествовать по свету и одаривать подарками всех послушных детей. В Италии она оказалась случайно и осталась там навсегда. По другой легенде, волхвы позвали женщину с собой, но Бефана отказалась. Когда она опомнилась и пожалела о своем поступке, она отправилась на поиски волхвов, но потеряла их след. С тех пор Бефана странствует по свету, заглядывает в дома, где есть маленькие дети, и угощает их сладостями. Считается, что она дарит детям те подарки, которые не смогла подарить новорожденному Иисусу. Предполагают, что имя Бефана произошло от Библейского Эпифания, что значит появление Бога. Ее внешний облик напоминает российскую Бабу Ягу, только в отличие от нее, итальянская Бефана на лицо ужасная, но добрая внутри. У Бефаны нос крючком, большие, выступающие вперед зубы; одета она в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. На спине она носит мешочек с шоколадом и угольками. Перемещается она с крыши на крышу прыжками, на лошади или метле. Она одаривает всех детей. Те, кто хорошо себя вели в течение года получают сладости, орехи, каштаны и мед, а те же, кто был непослушен, получают уголь, луковицы и чеснок.

Новогодний персонаж у французов известен как Пер Ноэль — «Дед Январь». Он ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Это своего рода добрый Дед Мороз, поощряющий подарками тех детей, которые хорошо себя вели в течение года. Еще одним рождественским персонажем является Пети Ноэль — ребенок Иисус, который также приходит в дома, где есть дети, с подарками. Но на этом ряд сказочных персонажей, навещающих маленьких французов в рождественскую ночь, не заканчивается. Дети ждут подарков также от трех библейских волхвов (в народе превратившиеся в сказочных восточных царей) — Мельхиора, Каспара и Бальтазара.

Папой Ноэлем зовут Деда Мороза в Бразилии. Он не отступает от европейских традиций и, вопреки невыносимой жаре, приходит дарить подарки детям в теплой шубе и валенках.

В Великобритании в рождественские и новогодние дни по стране разгуливает и раздает подарки Батюшка Рождество. Считается, что ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению.

В Монголии ребятишки ждут Увлин Увгуна. Он всегда появляется в сопровождении Зазан Охин (Снегурочки) и Шина Жила (мальчика-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода.

В Карелии живет Паккайне. В отличие от большинства новогодних персонажей это очень молодой человек. Его главная черта — озорной характер.

Словацкого Деда Мороза зовут Ежишек. Свою работу он выполняет очень тщательно, но при этом старается остаться незамеченным. Мало кто видел Ежишека, поэтому доподлинно неизвестно, как он выглядит. Кстати, в отличие от Санта Клауса, Ежишека никогда не используют в коммерческих целях: его изображения не стоят в витринах и не появляются в огромном количестве в рекламных роликах.

В Чехии подарки детишкам приносит Дед Микулаш в заплечном коробе с лямками. Его сопровождают ангел в белых одеждах и лохматый чертенок. Хорошим детям Микулаш дарит сладости, а непослушным и капризным подбрасывает куски угля. По преданию, у Микулаша есть дочка по имени Снежинка. Она постоянно сидит дома и вяжет для земли пушистый снежный покров.

В Японии основной фигурой праздника выступает бог Хотейошо. Если все остальные “братья” Деда Мороза, выглядят, как обычные люди, то бог Хотейошо, например, имеет глаза… на затылке.

Ну, а в России, всем известно, живет Дед Мороз. Существует несколько версий его происхождения, но русский Дед Мороз никак не связан с прародителем Санта Клауса Николаем Мирликийским. Хотя сам Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Никола Угодник) — один из самых почитаемых на Руси святых. Его считали покровителем русского народа, в иконописи помещали  нередко по левую руку от Христа (по правую руку  изображалась Богоматерь). Культ святого утвердился на Руси с принятием христианства в IX веке и очень быстро Николай Чудотворец превратился в заступника перед Богом за род человеческий и помощника в бедах. В любой русской церкви всегда находились образы святого Николая. Иконы Николы неизменно ставили в красном углу русской избы. «Русский Бог» — так именовали святого Николая Чудотворца приезжавшие на Русь иностранные путешественники. Николе посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов. Память о нем православная церковь чтит два раза в году: 19 декабря – Николай “зимний” и 22 мая – Николай “вешний”.

Но в сознании русских людей эти два образа — Деда Мороза и Николая Мирликийского — все-таки не смешиваются. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз — скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.

Корни образа Дела Мороза кроются в древних славянских легендах. У славян было несколько богов, которые управляли ветрами, снегами и буранами. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков.

Позвизд — бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с одежды падал хлопьями снег. Позвизд стремительно носился по небесам, его сопровождала свита из бурь и ураганов.

Другой персонаж — Зимник. Его представляли в образе старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Говорили, где Зимник пройдет — там жди жестокой стужи.

Был такой персонаж, как Мороз — богатырь, кузнец, который сковывает воду «железными морозами». Часто Морозами называли суровые зимние ветры. Во многих народных сказках Северный ветер (Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Среди прямых предков русского Деда Мороза значится и восточнославянский дух холода Трескун (Студенец, Мороз). Дед Трескун известен своенравностью. Порой именно он становился героем русских народных сказок под именем Морозко или Мороз Красный нос, — хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе — Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — январем. Холоден и студен первый месяц года, пора снеговеев.

Еще по одной версии, Дед Мороз — это Дух предков. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, русские люди верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы мехом наружу и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Считалось, что это самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.

В русских сказках Деда Мороза изображают как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом. Прикосновением посоха он может заморозить все, что угодно.

Сказочного Деда представляют как взбалмошного, но строгого и справедливого духа зимы, как, например, в сказке «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую — заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза — в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Конечно же, больше всех похож на современного Деда Мороза тот самый «Морозко», в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Ёлкич.  Изменчивый , иногда злой и сварливый, иногда добрый и щедрый, но всегда справедливый Дух Зимы хорошим людям симпатизирует, а плохих может и заморозить!

В литературной обработке образ Мороза Ивановича появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского. Седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку.

И всё же тогда князь Владимир Федорович Одоевский, как, впрочем, и многие сочинители, тогда ещё не определился, добрый ли старик Мороз Иванович или злой.

Потому и в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» главный герой злой и любит «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить».

К 1870—1880-м годам, после того, как в домах стали устраивать рождественские и новогодние праздники с подарками и появились общественные елки, в общественном сознании россиян утвердился некий персонаж с мешком подарков. Подарки, как правило, либо раздавались, либо оставлялись у елки. Правда, звали персонажа по-разному: Святочный старик, или попросту Елочный дед.

Всё встало на свои места в 1882 году. После премьеры оперы «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова по пьесе Николая Островского «Снегурочка». Дед Мороз, что называется, проснулся знаменитым. Снегурочка, по версии создателей, приходилась Морозу дочкой. Это понятно, ведь в такой большой стране, как Россия, разнести подарки без помощницы было бы затруднительно.

К 1890-м годам святочный старик окончательно стал именоваться Дедом Морозом. К концу XIX века в детской поэзии Дед Мороз — добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя ёлок и подарков закрепился окончательно.

Появление образа Деда Мороза связывают и с такой историей. Петр Первый, указав праздновать новый год на европейский «манир», отправился в ночь проверять — все ли следуют царскому указу. Когда он зашёл к боярину Федору Ромодановскому, то обнаружил последнего лежащего на полу без чувств от чрезмерного потребления горячительных напитков. Царю с трудом удалось поднять боярина и привести в чувство. В наказание он приказал Ромодановскому обрядиться в шубу и ходить всю ночь по домам вручать подарки. С тех пор в народе образ доброго дедушки связывают с красным носом (то есть, носом боярина Ромадановского). Так, моля появился Мороз-Красный нос.

Одеяние Деда Мороза также непостоянно, как и его характер. Сначала шуба Деда была синей (цвет указывал на северное, холодное происхождение), а на дореволюционных открытках можно встретить и Деда Мороза в белом. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красной шубе, но  иногда и в синей или голубой. Дедушка обладает стойкими атрибутами: яркой шубой и шапкой (красными или синими), отороченными белым мехом или ватой (как будто бы снегом), красный нос, белая борода, валенки, посох и, конечно же, волшебный мешок с подарками. В наш век техники и прогресса в глубине души все дети по-прежнему верят в Деда Мороза, радуются его приходу и взрослые. Ведь так хочется поучаствовать в настоящей сказке хотя бы раз в году!

Когда-то Дед Мороз обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец. Кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, в том числе и в Морозко.

В конце ХХ века у Деда Мороза появился новый дом. Сейчас Дед Мороз живет в Вологодской области в городе Великий Устюг. С XVII века Великий Устюг —  один из древнейших городов Русского Севера был известен как центр художественных ремесел. Иконопись, просечное железо, серебряная филигрань, разноцветная эмаль, чеканка, резьба по бересте, шитье бисером, изразцовое производство — этими и другими ремеслами давно славятся устюжане. Знамениты были и жестяные шкатулки с секретом «мороз по жести». Шкатулки покрывались жестью, на которую наносили рисунок, напоминающий морозный узор на окне.

У Великом Устюге бытует своя версия происхождения любимого персонажа. Среди устюжан известна легенда о двух братьях, которые в незапамятные времена жили на земле великоустюжской. Звали их Водолей и Мороз. Водолей топил снега, лил на землю дожди, а Мороз выковывал льды, замораживал реки… Все славно было, да незадача вышла: крепко они поспорили. Ушел Водолей на другой берег Сухоны и построил себе там город. Мороз сначала даже гордился, что полновластным хозяином стал, даже весть по округе пустил, что, мол, отныне здесь будет Морозовица. Да только заскучал один, да и решил от тоски податься по белу свету побродить. Долго бродил Мороз, многое повидал, да только известно, что в жизни дорог много, да все, в конце концов, ведут туда, где дом родной. И вот вернулся, наконец, на берег Сухоны. Да как увидал белокаменный хоровод устюжских церквей над рекой, услышал малиновый звон колоколов храмов устюжских, так и решил в Великом Устюге остаться.

По этой или по другой причине было решено в конце ХХ века сделать вотчиной Деда Мороза город Великий Устюг. На берегу реки Сухоны, в сосновом бору для него выстроен терем, а рядом — зверинец, в котором живут лесные звери. Любое письмо или посылка, пришедшие на имя Деда Мороза, даже без адреса попадают к адресату.

Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Подпоясан он белым поясом с  орнаментом. Дед Мороз предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой.

А Санта Клаус одет в короткий полушубок, у него черный ремень с пряжкой, он носит очки, ездит, точнее, летает на оленях и приходит обычно один или в компании эльфов и гномов. Порой он использует и другой транспорт. В Нидерланды и Бельгию главный зимний волшебник приплывает на красочном паруснике, а путешествие по суше продолжает на ослике.

И все же при всей внешней разнице у Деда Мороза и Санта Клауса немало общего. Прежде всего — это доброта. Нынешний Дед Мороз, хоть и грозного вида, но обязательно добрый, как и Санта Клаус. Оба они стремятся принести радость и счастье в каждый дом, порадовать подарками и детей, и взрослых. Оба они живут на Крайнем Севере среди вечных льдов, оба любят холод и плохо переносят жару.

Среди новогодних персонажей, тоже любящих холод, особое место занимают снеговики и снежные бабы. Принято сравнивать снеговиков с ангелами: они белые, чистые и хрупкие. Они спускаются на землю, дарят людям свет и радость общения, а потом улетают обратно, испаряясь с земли или будучи разрушенными на ней. Существует поверье, что в старину мужчина-снеговик почитался как дух зимы. К нему возносили просьбы о помощи. Знали на Руси и снежных баб — к ним обращались, чтобы умилостивить небесных обитательниц.

В процессе создания снеговика — лепке из снега, угадывается божественное сотворение человека, только здесь творение принадлежит самому человеку. По преданию, святой Франциск Ассизский, борясь с бесами, начал лепить снеговиков и называть их своими женой и детьми.

У Деда Мороза и Санта Клауса есть помощники. У каждого – свои.

Передвигается Санта Клаус в санях, запряженных северными оленями. Первоначально  в упряжке было восемь оленей — Дэшер («Потрясающий»), Дэнсер («Танцор»), Прэнсер («Гарцующий»), Виксен («Злобный»), Комет («Комета»), Кюпид («Купидон»), Дандер («Болван») и Бликсем («Молниеносный»). А в  1939 году благодаря рекламной кампании появился девятый. Вожаком упряжки, девятым оленем, является знаменитый олень по имени Рудольф Красный Нос.

Вот как звучит история об олене Рудольфе Красном Носе. «Жил-был северный олень, по кличке Рудольф. У него был большой красный сияющий нос, и другие олени дразнили его и издевались. Даже собственная семья — братья, сестры, и мама с папой стыдились его и гнали от себя. Рудольф очень страдал. Но однажды Санта со своей упряжкой попал в густой туман и понял, что при такой погоде ему будет очень сложно выполнить свою ежегодную миссию по раздаче подарков детям. На помощь пришел Рудольф: его красный нос сиял сквозь туман, как яркий фонарь, и Рождество было спасено. С тех пор Рудольф стал главным и любимым оленем Санты, и у него появился повод гордиться своим чудесным носом». Теперь Санта Клаусу не о чем беспокоиться — ведь у него есть волшебный фонарь, освещающий ему дорогу даже в самую темную ночь — чудесный красный нос оленя Рудольфа.

А главный помощник российского Деда Мороза — Снегурочка. Образ Снегурочки возник в русской литературе в XIX веке. В 1860 году Григорий Петрович Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей девочке из снега. В основу был положен фольклорный вариант истории, бытовавшей у восточных славян. Вообще, сказка о Снегурочке в разных вариантах была известна и в центральных губерниях России, и на Севере. Этимология имени Снегурочка достаточно прозрачна,— «снегурками» называли подобия человеческих фигур, слепленных из снега. Их так же именовали Снегурушками, Снежурочками, Снежевиночками.

Официальной же датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский переложил народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н. А. Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и как будто прозрел благодаря ее удивительной красоте. По его словам, ему сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как он задумывался над этим намерением, он чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882  года в Мариинском театре в ходе бенефиса хора русской оперы. Затем «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С. И. Мамонтова, а в 1893 году — в Большом театре. Опера имела громадный успех. Именно благодаря красивой сказке Островского и музыке Н. А. Римского-Корсакова Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза.

Внешний облик Снегурочки создавался тремя великими художниками: Васнецовым, Врубелем и Рерихом. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку.

Но надо отметить, что и в таком замечательном наряде до революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей. Считается, что она не успела войти в сценарий праздников, благодаря собственной уникальности, и по причине отсутствием внятных западных аналогов.

Помимо версии литературной, существовали и народные версии появления Снегурочки. Девушку вылепили из снега бездетные старики Иван и Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли: глупая девица прыгнула через костер и растаяла… А по другой версии, ее родила Большая Ель. Оказывается, светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки, как Афродита из пены морской, и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей…

Снегурочка пропала из виду почти на два десятка лет. Сначала в 1916 году, во время Первой мировой войны, священный Синод запретил устраивать в России «ёлки», усмотрев в обычае немецкие корни. Рождество, как тихий семейный праздник, всё ещё отмечали, а искромётное празднование Нового года была отменено до лучших времён.

После революции 1917 года в стране наступили не лучшие времена – поменялось всё: название страны и городов, календарь и орфография. Синод был давным-давно распущен. Было полностью запрещено Рождество, а светский праздник Новый год стал лишь датой, к которой рабочие и крестьяне рапортовали о своих достижениях. Но вдруг власти вспомнили о новогодней сказочной паре.

Вынужденный новогодний отпуск Деда Мороза был прекращён 28 декабря 1935 года. В тот день в утреннем номере «Правды» советские граждане прочитали заметку, призывавшую реабилитировать новогодний праздник. Появление такой заметки в главном печатном органе страны было равносильно приказу: на следующий день было предписано комсомольским организациям устраивать для детей новогодние ёлки.

Общественные детские новогодние праздники стартовали на всей территории страны советов. Но к ним надо было разрабатывать сценарии. А их просто-напросто не было. И вот тут-то стараниями советских педагогов и методистов Дед Мороз получил то, чего не имели ни Святой Николай, ни Санта Клаус, ни Батюшка Рождество, да и что, вообще, трудно иметь без детей — внучку. Организаторы первых советских «елок» определили к Морозу в помощницы персонаж, обладающий такой же, как и Дед, фольклорной историей — девочку Снегурочку. Снегурка получила равные права с реабилитированным Дедом, сохранив в то же время возрастную субординацию. Только теперь их родственные связи претерпели некоторые изменения — из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла.

Первое появление на празднике ёлки пары Дед Мороз — Снегурочка состоялось в московском Доме союзов в 1937 году. Премьера прошла удачно: с тех пор они вместе.

В 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. Там же в Кузьминках открылся и терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году и самым любимым новогодним героям — Деду Морозу, Снегурочке, а также и другим новогодним и рождественским персонажам.

Информационная служба Молодежного отдела Московской городской епархии