Кинохокку о Православии



26 ноября в прокат выходит картина «Иерей-сан».  О чем она и зачем? 

«Шан Цунг играет православного священника и принял Крещение» — это известие взбудоражило общественность.

С 26 ноября в кино стартует прокат картины. Что это за фильм и стоит ли идти?
Попробуем кратко рассказать о том, что нам удалось узнать о ленте из открытых источников:

Сценарий фильма состоит из 2 частей: одна часть даётся в ретроспекции и рассказывает о жизни главного героя в исполнении Тагавы — японского православного священника отца Николая в Японии. Он – брат главы клана якудза, который оказался втянут в кровопролитную войну с другим кланом, и не без участия отца Николая. Вторая, основная, часть – это приключение, случившееся с о. Николаем в русской глубинке, куда его направили восстанавливать местный храм.

Этот кинорассказ отдаленно напоминает историю святителя Николая Японского, который тоже приехал в Японию с миссией, будучи предельно чужим для тех людей, кого ему предстояло обращать.Только в зеркальном отражении — в «Иерей-сан» почти не говорящий по-русски герой Тагавы приезжает в полуживое село.
Святителю Николаю в Японии так же, как герою фильма, пришлось выдержать много столкновений с местными авторитетами. Известна легенда о том, как предводитель некоего самурайского ордена и синтоист пришёл к святителю Николаю, чтобы убить его за проповедь чуждого японцам Бога как средство российской экспансии, но из чувства справедливости решил выслушать святителя, после чего принял крещение, а потом его примеру последовал весь клан. Может быть, это только легенда, но есь и бесспорные факту — Николай Японский имел огромное духовное влияние, был знаком с Императором и его община разрасталась даже во время русско-японской войны.

Японская часть фильма стилизована под гангстерские боевики, а вторая — «русская» — это своего рода притча. В ней: разрушенный храм, несколько дворов, обитатели которых ненавидят друг друга, коррумпированные власти и алчные бизнесмены, у которых свой интерес на эту землю. Отец Николай здесь – символ абсолютного аутсайдера: японец, православный, пацифист, непьющий и т.п. Ему нет дела до этих людей, а они не понимают, зачем им этот пожилой священник, к тому же из Японии, когда в храм всё равно ходить не станет.
Чуждый и ненужный, главный герой постепенно становится не просто проповедником или приходским батюшкой, а символом надежды на спасение для измученных страстями и гибнущих людей.

Примечательно, что автор сценария к картине — Иван Охлобыстин — в этой ленте принципиально и решительно разрывает связи «русский – значит православный» и «православный – значит русский».
Для этого в противовес японскому батюшке главным злодеем фильма выводится показной патриот, человек патриархального, «купеческого» склада жизни и мыслей. Сыграл его, конечно же, сам Иван. А роль обязательного для «околодуховных» лент последних лет юродивого- снова у Петра Мамонова.

В общем, создатели фильма обещают нам , прежде всего, свежий взгляд на многовековое «нет ни Эллина, ни Иудея». А еще, конечно, серьезное размышление о духовной жизни, о поворотных моментах в судьбе.

Да и в целом — очень пестрый микс, направленный на рассказ о Православии самому широкому кругу зрителей. Многие моменты в трейлере и сценарии, конечно, удивляют и вызывают вопросы….

Впрочем, подождем начала проката и решим, насколько удачным можно считать этот смелый и неоднозначный проект.